Классификация городских улиц и дорог

Городские улицы предназначены для выполнения разнообразных функций: пропуска движения транспортных средств и пешеходов, поверхностного отвода атмосферных вод и прокладки подземных инженерных сетей, размещения всякого рода киосков. Одновременно городские улицы являются каналами для проветривания городской территории. До появления в городах механического транспорта, особенно автомобиля, улицы являлись как бы коридорами — променадами города, местами прогулок городского населения. Появление в городах огромного количества автомобилей, движущихся с большими скоростями, выделяющих вредные выхлопные газы, лишило наиболее загруженные транспортным движением улицы привлекательности для городского населения. Человек стал стремиться уйти подальше от автомобильного движения, городская жилая застройка стала размещаться не периметрально фасадами на улицу, а с отступами в жилые кварталы и микрорайоны, повернувшись к улице своими торцовыми, часто без окон, стенами.

В районах новой застройки транспортные улицы превратились в городские дороги. Новые же дороги для скоростного движения стали строиться без тротуаров: пешеходное движение на таких дорогах оказалось несовместимым со скоростным транспортным движением.

Несмотря на разнообразие функций, выполняемых городскими улицами, для каждой из них можно установить основное назначение и роль в жизни города. Применяемые в настоящее время в СССР и в большинстве зарубежных стран классификации городских улиц составлены в зависимости от назначения улицы и ее транспортной характеристики.

Можно рекомендовать следующую классификацию городских улиц и дорог (см. стр. 215 и 216).

В зависимости от величины и характера города в нем могут быть улицы всех категорий или же улиц некоторых категорий может не быть. Так, например, в небольшом городе могут отсутствовать скоростные дороги, в городах-курортах обычно нет надобности в специальных улицах для грузового движения и т. д.

Классификация городских улиц и дорог

Категория Основное назначение и транспортная характеристика
I. Скоростные дороги Скоростное сообщение всех районов города между собой и с крупными промышленными районами, а также с общей сетью междугородных автомобильных дорог. Пропуск внутригородского транзитного движения. Преимущественно легковое автомобильное движение. Возможно экспресс-автобусное движение и наличие скоростных линий массового пассажирского транспорта. Все пересечения с другими улицами и дорогами в разных уровнях. Полный контроль въезда и выезда с дороги на магистрали общегородского значения обычного типа. Отсутствие пешеходного движения. При наличии массового транспорта проход пассажиров к остановочным пунктам в разных уровнях с проезжими частями дороги.
II. Магистральные улицы

Общегородского значения

а) Центральные проспекты — основные магистральные улицы в зоне общегородского центра в местах сосредоточения административно-общественных учреждений и мест массового посещения общегородского значения.

Легковое автомобильное движение. Безрельсовый общественный транспорт. Большое пешеходное движение

б) Транспортные магистрали — основные транспортные связи между всеми районами города, общегородским и районными центрами, основными местами массового посещения общегородского значения (вокзалами, стадионами, парками), скоростными дорогами и с общей сетью междугородных автомобильных дорог. Развязка пересечений с другими улицами и дорогами в одном или разных уровнях. Все виды общественного транспорта, легковое и грузовое, преимущественно местное, автомобильное движение. Частичный контроль въезда и выезда.

Пешеходные переходы в разных уровнях с проезжими частями улицы

Районного значения

Сообщения между жилыми и промышленными районами города. Возможны все виды общественного транспорта, легковое и грузовое движение. Сообщение жилых и промышленных районов с магистральными улицами общегородского значения

III. Улицы и дороги с местным движением

а) Улицы местного значения в жилых районах, по которым осуществляется выезд из жилых микрорайонов на магистральные улицы районного значения. Легковое и грузовое движение, связанное с подъездами к жилым микрорайонам. Общественный массовый транспорт, как правило, исключается

б) Улицы местного значения в промышленных и складских районах служат для пропуска преимущественно грузового движения от крупных промышленных предприятий и складов на магистральные улицы районного значения

IV. Пешеходные улицы Автомобильные дороги в крупных городских парках и лесопарках — легковое автомобильное движение прогулочного характера. Возможен общественный транспорт местного значения. Служебное грузовое движение. Пешеходные улицы в общественных центрах, торговых центрах, в исторически сложившихся старых районах города, имеющих мемориальное значение. Пешеходные улицы между жилыми и промышленными районами, проходящие, как правило, по озелененным территориям, в том числе по санитарнозащитным зонам

Примечания.

1. Междугородное транзитное автомобильное движение пропускается по обходным магистралям. Междугородное автомобильное движение с заездом в город пропускается по сети скоростных дорог и магистральных улиц города на общих основаниях.

2. Система регулирования уличного движения не является признаком, определяющим категорию улицы или дороги. В соответствии с этим движение по улице может быть непрерывным или регулируемым прерывистым.

3. Внутримикрорайонные и внутриквартальные проезды не входят в систему городских улиц и потому не включаются в классификацию улиц и дорог.

Как указано в примечаниях к классификации улиц и дорог, система регулирования движения на улице не может служить признаком, определяющим категорию улицы. В самом деле, магистральная улица общегородского значения может иметь не только непрерывное нерегулируемое движение, но и прерывистое регулируемое движение. В данном случае решение вопроса о применении той или иной системы регулирования движения будет зависеть от интенсивности движения на данной улице. Другой пример: в большом или крупном городе на магистральной улице районного значения по условиям движения регулируемое движение может быть заменено непрерывным нерегулируемым, однако это не изменит ее роли магистрали районного значения.

Бутягин В.А. - Планировка и благоустройство городов – 1974 г.

Наверх